Управление риском потери репутации – это деятельность по определению и устранению угроз функционирования организации или их источников, в том числе в социальной или финансовой сфере. Для защиты собственных интересов и привлечения новых клиентов владелец бизнеса должен иметь четкое понимание, что такое репутационные риски и знать механизмы управления ими. Если не уделять этому вопросу достаточного внимания, это может быть чревато финансовыми потерями и сползанию в длительный кризис.
Какими могут быть репутационные риски
Риски для репутации включают в себя все факторы, которые несут в себе угрозу для имиджа бренда или компании. Угрожающие факторы могут быть условно разделены на прямые, или внутренние, и косвенные – внешние.
Источником прямых рисков могут стать осознанные действия или отсутствие действий со стороны компании. Внутренние угрозы определить и исключить проще, чем косвенные, так как они не поддаются нашему контролю.
В качестве прямых рисков для деловой репутации могут рассматриваться:
- Неблагоприятные условия труда. Сотрудники могут оставлять негативные отзывы и тем самым ухудшать имидж компании-работодателя.
- Фактическое нарушение корпоративной политики. Правила могут быть формально зафиксированы на бумаге, но в реальности их не придерживаются.
- Умышленное понижение качества продукта или услуги для снижения стоимости.
Внутренние риски оказывают наибольшее влияние на компании с недостаточно развитой базой клиентов, которые стремятся привлечь сотрудников с высокой квалификацией, но узкой или редкой специализацией.

Как можно оценить риски компании
К ущербу репутации могут привести различные факторы, но среди рисков можно определить наиболее частые, с которыми сталкиваются конкуренты из схожей сферы. Категориям, которые способны больнее всего ударить по вашему имиджу, нужно уделить наибольшее внимание. Подобрать ряд критериев можно, если оценить факторы:
- Вероятность возникновения того или иного негативного события. Как вы оцениваете риск того, что ваша компания станет участником определенного негативного события?
- Осознание слабых сторон стратегии. Это позволит не фокусироваться на рисках, которые не создадут реальной угрозы для компании.
Основные причины развития рисков для репутации
«Антирепутационный» образ организации разовьется с гораздо меньшей вероятностью, если компания выполняет свои обязательства перед партнерами, работает в соответствии с законодательством и выстраивает благоприятные отношения в коллективе. Однако если компания серьезно опережает конкурентов, то она может попасть в зону «черного пиара». Таким образом искусственно создается негативное инфополе, переманиваются ценные кадры и ключевые клиенты.
На репутации могут отрицательно сказываться и другие факторы, такие как:
- Искажение информации, сознательное введение в заблуждение клиентов и партнеров. Например, производители, делающие акцент на несуществующих преимуществах продукта, или компании, которые фальсифицируют отчетность, способны навредить.
- Ухудшение условий труда, несправедливость оплаты, неблагоприятная атмосфера в коллективе. Имидж компании в качестве работодателя напрямую определяется тем, как текущие и ушедшие сотрудники говорят о своем опыте работы на деловых площадках. Поэтому стоит отслеживать соответствующие форумы и прорабатывать негатив.
- Товары или услуги ненадлежащего качества. Производитель товаров низкого качества, пусть даже и по низкой цене, будет вынужден столкнуться с ухудшением своей репутации, когда клиенты, которые остались недовольны покупкой, будут рассказывать о своем опыте.
- Нарушение законодательства. Уход от уплаты налогов, нарушение нормативов может в конечном итоге ведет к тому, что организация окажется среди неблагонадежных.
Основные методики по управлению рисками деловой репутации
Главы крупных компаний и владельцы бизнеса должны быть в курсе тонкостей управления рисками репутации. Нужно вовремя определять, отслеживать и контролировать возможные угрозы эффективными методами.
- Уменьшить возможный ущерб. Предупреждающая тактика помогает снизить потенциальную угрозу, к которой привели косвенные или прямые факторы. Необходимо проводить анкетирование с целью определения степени удовлетворенности сотрудничеством партнеров и поставщиков. Постоянно собирать обратную связь нужно и от сотрудников. Если команда не испытывает уверенности в своем коллективе и работодателе, то это может оказывать негативное влияние на ее деятельность.
- Принять все угрозы на себя. К сожалению, далеко не всегда получается предотвратить или снизить возможный ущерб. Негативные причины не должны приводить к полной остановке деятельности и потере прибыли. Поэтому самый подходящий выход в такой ситуации – детально проработать стратегию, чтобы не тратить время впустую.
- Избегание. Полностью игнорировать проблемы – прямой путь к разорению компании. Но правильно построенная стратегия избегания часто оказывается эффективной. К примеру, при упоминании о низкокачественной партии товаров, стоит все проконтролировать и проверить. В случае, если жалобы имеют основание, вся партия может быть отозвана. Важно, чтобы эффект от принятого решения был соразмерен возможным последствиям такого шага.
- Делегирование ответственности. Если для вас репутация персоны или организации – главный актив, подумайте о заказе услуг SERM. Специалисты по управлению риском потери деловой репутации помогут вам справиться с возможными рисками.
Риски, относящиеся к репутации, не стоит игнорировать. Если вам не удается самостоятельно исправить репутацию персоны или организации, закажите услуги управления репутацией у нас.